Река Обь является одной из крупнейших рек в мире. Протекает она по территории Западной Сибири и стоит на первом месте в стране по протяженности и на втором в Азии. Длина Оби — 3650 км (от истока Иртыша — 5410 км), площадь водосборного бассейна — 2 990 000 км². Берёт начало при слиянии Бии и Катуни в предгорьях Алтая. В устье образует Обскую губу и впадает в Карское море.
Навигационный сезон - судоходна на всем протяжении, половодье с апреля до июля в верховьях и до сентября в низовьях. Развиты как грузовые перевозки, так и пассажирские. По руслу реки ходят порядка 120 пароходов и 240 барж.
Основные порты и пристани Обь-Иртышского бассейна: Бийский речной порт, Барнаульский речной порт, Новосибирск, Томск, Самусь, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги, Павлодар, Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск.
Порт является крупным транспортным предприятием Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенным на обоих берегах р.Обь. Осуществляет значимые работы: перевозки нефтепродуктов, перевозки грузов буксирным флотом в несамоходных судах, погрузочно-разгрузочные работы, комплексное обслуживание флота, перегрузка тяжеловесных и сверхнегабаритных грузов.
Порт имеет буксирные, нефтеналивные, пассажирские суда, самоходный и несамоходный грузовой флот, портальные и плавучие краны, а также служебно-вспомогательный флот, необходимый для комплексного обслуживания собственных и транзитных судов других судовладельцев.
С помощью плавучей крановой механизации порт имеет возможность осуществлять выгрузку судов в любом населенном пункте Ямало-Ненецкого автономного округа, независимо от наличия в этих пунктах оборудованных причалов.
Сургутский речной порт осуществляет речные перевозки грузов по внутренним путям Обь-Иртышского бассейна. Номенклатура перевозимого груза разнообразна: щебень, строительные материалы, оборудование и прочие грузы.
Порт имеет буксирные, нефтеналивные, пассажирские суда, самоходный и несамоходный грузовой флот, портальные и плавучие краны, а также служебно-вспомогательный флот, необходимый для комплексного обслуживания собственных и транзитных судов других судовладельцев.
Расположен на правом берегу реки Томь, в 68 км от устья. Отправляет промышленно-продуктовые товары, машины, оборудование, уголь, ГСМ, строительные грузы (сборный железобетон, песок, гравий и др.); принимает лес, сельхозпродукцию, нефтепродукты, машины и механизмы, др. В работе порта львиную долю занимает добыча песчано-гравийной смеси и отправление её как предприятиям Томской области, так и в соседние — Тюменскую, Омскую и Новосибирскую области, Ханты-Мансийский автономный округ.
Навигация порта осуществляется по «большой воде», после ледохода (май) и до ледостава (октябрь). По малым рекам и на юг по Томи — до падения уровня воды в реке и обнажения порогов (например, Томский камень в районе Лагерного сада).
Зимой порт осуществляет ремонт и подготовку судов к новой навигации, а также на складах идёт комплектование грузов, которые в навигацию следует доставить в города Крайнего Севера (Северный завоз) для жизнеобеспечения их на всю предстоящую долгую зиму.
Томский речной порт оказывает услуги перевозки речным флотом в Томске и Томской области сыпучих, сборных, негабаритных, проектных и других грузов речными баржами грузоподъемностью от 200тн.
Перевозки типа «река-море» предполагающие выход судов и плав-кранов за пределы Обь-Иртышского речного бассейна в Обскую губу, Тазовскую губу, Енисейский залив;
Основное направление грузоперевозок по водным путям Барнаульского филиала осуществляется на участках рек Катунь (плес:БГПК-устье), Бия (плес:Порт-устье) и Обь (плес:слияние-Камень). Главный вид перевозок - это минерально-строительные грузы.
К основным направлениям грузоперевозок относятся:
Порт расположен в центре Новосибирска – крупнейшего транспортного узла Западной Сибири. Пропускная способность Новосибирского речного порта составляет 4 110,0 тыс. тонн, суточная – 22,2 тыс. тонн.
Основные виды деятельности Новосибирского речного порта
Для осуществления производственной деятельности порт имеет:
Речной порт в Барнауле на берегу реки Оби рядом с устьем Барнаулки в Центральном районе города.
Грузовые перевозки представлены, в основном, сыпучими строительными материалами — песок, щебень и так далее.