Лена — крупнейшая в мире река, протекающая в зоне вечной мерзлоты, а также самая крупная в России река, чей бассейн полностью находится на территории Российской Федерации.
Река Лена является главной транспортной артерией Якутии, связывающей её районы с федеральной транспортной инфраструктурой. Навигационный сезон на Лене длится примерно с мая по сентябрь, в низовьях — на несколько месяцев дольше (до октября—ноября). В августе судоходство может прерываться из-за обмеления отдельных участков. В целом характер реки весьма неоднородный и сложный на всем протяжении — колебания глубин весьма существенны, часто случаются разливы, а русло вообще может менять свои границы.
Основные порты на Лене (от истока к устью): Осетрово, Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Якутск, Сангар, Тикси.
Порт Ти́кси — российский арктический морской порт, расположенный на побережье моря Лаптевых, губа Буор-Хая, бухта Тикси. Населённый пункт — посёлок Тикси Булунского улуса Республики Саха (Якутия).
Через Тикси осуществляется ввоз продовольственных и промышленных товаров, стройматериалов, топлива и оборудования, происходит перевалка грузов с морских судов для населённых пунктов на берегах рек Хатанга, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма. Вывозится лес и пиломатериалы. Между портом Тикси и посёлком Усть-Куйга по реке Яна и по реке Лена до Якутска организована грузопассажирская линия.
Якутский речной порт (сокр. ЯРП) — речной порт на реке Лене, крупнейший речной порт в Республике Саха (Якутии). Расположен в городе Якутске на левом берегу Лены в 1530 км от устья.
Играет большую роль в обеспечении Якутии и других районов северо-востока России народнохозяйственными грузами. Одно из ключевых звеньев «северного завоза».
В состав Якутского речного порта входят Нюрбинская пристань, причалы в посёлках Нижний Бестях и Мохсоголлох.
Олёкминский речной порт занимается перевозкой большого разнообразия сухих грузов, по реке Лена и ее притокам, по морским участкам от реки Анабар до порта Певек. Кроме того, осуществляются каботажные перевозки в Баренцевом и Карском морях в районе пункта Архангельск.
Судоходство по реке Лена всегда играло важную роль для жизни огромного региона — Республики Саха (Якутия). Особое место из основных воднотранспортных узлов Ленского бассейна занимает – Ленский речной порт.
Ленский речной порт располагается на левом берегу в среднем течении р. Лена.
Механовооруженность состоит из 7 портальных кранов грузоподъемностью 27,5 – 32 тонны, 1 крана «Деррик» грузоподъемностью 100 тонн, 3 плавучих крана грузоподъемностью 5 – 16 тонн. Гидротехнические сооружения (причалы) по своим характеристикам позволяют работать в течение всего навигационного периода.
В эксплуатации порта находятся 5 причалов, что позволяет одновременно обрабатывать до 5 судов, и обеспечивать навигационную пропускную способность до 600 тыс. тонн.
Киренский Речной Порт» работает на рынке грузоперевозок по реке Лена и ее притокам с 2009 года.
Специфика работы Киренской пристани состояла в том, чтобы производить перевозку грузов как по реке Лена, так и по малым рекам – Киренге и Нижней Тунгуске, осуществлять переработку грузов кранами на всех причалах Киренского района.
Осетро́вский речно́й по́рт — речной порт (до 1958 года — пристань Осетрово) в Иркутской области на реке Лене, ранее — крупнейший речной порт в СССР и России.
Важнейший стратегический объект страны, через который отправляются до 80% грузов для северных районов Иркутской области, республики Саха (Якутия) и прибрежных морских арктических районов от Хатанги до Колымы. Основная часть груза приходит в г.Усть-Кут по железной дороге на ст.Лена, после чего его перегружают в порту Осетрово на речной транспорт, далее по р.Лена груз следует к пунктам назначения. Свою эксплуатационную деятельность Осетровский речной порт осуществляет на участке р.Лена протяженностью 1980 км, от г.Усть-Кут до г.Якутск.
В период навигации наша компания осуществляет перевозки речным флотом по р.Лена до пунктов Витим, Пеледуй, Ленск, Якутск и обратно.